-Мы летали в одном полку всего два с половиной года. Были это 1954-1956 г.г. Аэродром распологался в посёлке Сергеевка Приморского края, примерно в 70 километрах восточнее города Владивосток.
-Первый мой вылет был 4 февраля 1954 года на спарке УИл-28. Мы с Гришей вылетели первыми из 19-ти молодых экипажей прибывших в в 52-й ГМТАП. Как и все наши штурманы, я заканчивал училище на Ту-2, а лётчики первого потока на Ил-28. Нас, штурманов, переучивали на реактивные самолёты уже в полку.
-И вот после успешной сдачи зачетов – усадили меня на переднее сидение спарки, привязали к креслу, запретили трогать штурвал и класть ноги на педали, шлёпнули по шлемофону и захлопнули кабину. Командир двинул газы до упора, и мы взмыли ввысь. Я обалдел. После Ту-2 военного выпуска и вдруг такие ощущения. Потом был восторг, а командир сказал, что хватит сидеть пассажиром, пора и попробовать свои силы в "летном мастерстве", что и было сделано с превеликим удовольствием и огромными кренами и виляниями по высоте и курсу. Сделав двойной полёт по коробочке, и ещё два круга с посадками мы, т.е. конечно в основном командир, прекрасно выполнили всё задание лётной смены. В общем, оценки лично я получил не очень высокие, но был абсолютно счастлив. Так прошла первая лётная смена нашего экипажа, которая запомнилась до мелочей. Филоненко – Григорашенко – Зуйков (ВСР) были поощрены командиром полка Минаковым В.И., как первый вылетевший экипаж из 19-ти вновь прибывших. Но самое главное, это то, что мы как-то сами того не ведая, в процессе дальнейших полётов очень подошли друг к другу и всегда понимали друг друга с полуслова. Ни когда не было никаких трений, недомолвок или выяснения отношений. Григорий Емельянович всегда слушал меня, а я делал своё дело так, чтобы он мог всегда на меня положиться. Наверно поэтому у нас всегда все получалось.
-Уже в начале 1955 г. нас, приказом командира 89 МТАД объявили лучшим экипажем в дивизии. А ведь было нам тогда по 22-24 года.
-В январе 1955 года, при полёте ДСМУ на бомбометание, на полигоне, на высоте 8000 м в кабину повалил дым. Пропала радиосвязь, отказало СПУ. Передняя, штурманская кабина была оборудована воздушной почтой с кабиной лётчика, которая попросту была обычной трубкой, по которой можно было передать записку. Я написал: "спокойно снижаемся и идём домой, надень кислородную маску". За спиной я видел левый сапог командира на педали. Вот я и постукивал по сапогу, что всё мол нормально.
-Благополучно, и как было сказано в приказе, благодаря грамотным действиям лётчика мы произвели посадку на своём аэродроме. Причина инцидента – выход из строя аккумуляторной батареи и взрыв одной из них (на самолёте Ил-28 их было две). Через время инженер по ЭСО сообщил нам по секрету, что мы родились в рубахах т.к. кислота сильно забрызгала троса управления рулями высоты и могла вывести их из строя. Вот такая была история.
-А уже в июле 1956 года, моего любимого командира, мы провожали на железнодорожном вокзале станции Сучан, Приморского края к новому месту службы. Следующая наша встреча была в 1967 году.
г.Владивосток
Декабрь 2005 года.